Финансовое право

Правовой режим государственных и местных муниципальных бюджетов и внебюджетных денежных фондов Бюджет как категория финансового права Бюджетный кодекс Российской Федерации в системе источников бюджетного права Актуальные проблемы совершенствования бюджетного законодательства Принцип федерализма в бюджетном праве Бюджетная деятельность государства и органов местного самоуправления правовые проблемы теории и практики Бюджетная классификация как финансово-правовая категория Правовые проблемы совершенствования бюджетного процесса Правовые основы бюджетного контроля в Российской Федерации Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Правовое положение целевых внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования Правовое регулирование налоговых доходов государства Модуль 3. Правовое регулирование денежной системы РФ и финансов организаций Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации Государственный внутренний долг Организация и правовые основы страхования в Российской Федерации Актуальные проблемы развития законодательства в страховой сфере Правовой режим сметно-бюджетного финансирования Денежная система Российской Федерации, ее правовые основы Правовые основы обращения наличных денег Правовое регулирование безналичных расчетов.

Полная версия программы учебной дисциплины Аннотация Освоение дисциплины сформирует у студентов представления об особенностях правового регулирования финансовой системы в Российской Федерации, ее структуре, а также изучение отдельных ее элементов. При изучении упор делается не только на теорию финансового права, но и на анализ практики применения финансово-правовых норм. Результаты освоения дисциплины Владеет основными понятиями. Изучены основные права и обязанности органов, осуществляющих финансовую деятельность. Обосновывает межотраслевой характер финансовой деятельности Определяет место финансового права в системе отраслей российского права. Знает особенности финансово-правовых норм и финансовых правоотношений Владеет основными понятиями.

Финансовое право: основы, понятие, предмет, методы

Понятие и сущность российского финансового права Понятие финансового права Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления , необходимых для реализации их задач.

Предмет и метод финансового права Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.

Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным конституционным и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое право, являясь отраслью российского права , регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства. Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Понятие, предмет и метод финансового права Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка.

Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ. Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других.

Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы -- финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной частной форме собственности например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий к примеру, налогов в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием.

Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер в частности, в сфере страхового и банковского дела. По этому вопросу французский ученый П. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения. Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию формированию , распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.

Данные отношения и составляют предмет финансового права. Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию формированию , распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов финансовых ресурсов в целях реализации задач публичного характера.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства.

Столь же широк и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, государственные органы всех видов и уровней взаимодействуют с органами местного самоуправления, в том числе с финансовыми и кредитными в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву включают в его предмет отношения, связанные с функционированием области муниципальных финансов, ограничиваясь упоминанием лишь сферы государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем, рассматривая содержание конкретных финансово-правовых институтов, они отражают в них и муниципальные финансы, и финансовую деятельность органов местного самоуправления например, бюджетные права муниципальных образований или органов местного самоуправления , т.

Существует и противоположное мнение, согласно которому в предмет финансового права не входят отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.

Связь финансового права именно с государственными финансами подчеркивалась и в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание на то, что к сфере финансового права следует относить и соответствующую деятельность земств, т. Представители современной зарубежной науки также высказывают суждения о взаимосвязи финансового права с государственными финансами. Французский ученый П. Таким образом, сформулированные в настоящем учебнике определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, кроме того, учитывается их классификация на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований органов местного самоуправления , противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики п.

Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, публичный характер тех и других. Данная классификация проведена по субъектному составу отношений.

Возможна классификация и по другим критериям, например по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т. Разнообразие подходов к рассмотрению финансовых отношений углубляет представление о предмете финансового права.

Классификация финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование аккумулирование , распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов финансовых ресурсов. Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и в рамках законодательства органов местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что финансовая деятельность государства и муниципальных образований тесно связана с осуществляемыми государством в определенных сферах функциями по ценообразованию и установлению тарифов на электроэнергию, газ, нефть и т. Эти функции, будучи необходимым элементом механизма государственного регулирования экономики страны, непосредственно влияют на объем финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и муниципальных образований, а также отражаются на денежном выражении финансовых обязательств участников финансовых отношений.

В связи с этим правовые нормы, касающиеся государственного регулирования цен и тарифов, также применимы к сфере финансового права. Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, обеспечение безопасности страны и на другие потребности общества. Оно должно организовывать указанную деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные, муниципальные и другие денежные фонды публичного характера, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания.

Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств; определяют источники формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т. Важное значение имеет четкость правового регулирования финансовых отношений не только в целях обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и в целях соблюдения интересов государства в целом, его территориальных подразделений, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений и в конечном счете обеспечения выполнения государством его функций, определенных Конституцией страны.

Предмет финансового права обусловил специфику метода регулирования, который свойствен данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, т. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.

Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства муниципальных образований , их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными муниципальными планами и программами, соблюдению режима экономии. При использовании государством или муниципальными образованиями для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.

Например, этим методом государство определяет условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Специфика основного метода финансового права отражается и на круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансовыми органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания различные органы государственного управления, организации и т. Они не зависят от этих органов по всем направлениям, как при отраслевом управлении по вертикали министерство, с одной стороны, и подведомственные ему организации — с другой.

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения вертикального соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны вышестоящих инстанций.

Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами. Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования - рекомендации, согласования, договоры и т. Так, в федеральном законодательстве содержатся рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые налоги, правом введения которых наделены представительные органы государственной власти субъектов РФ.

По вопросам общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов РФ в Федеральном Собрании. Финансовые органы вправе предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, отсрочку и рассрочку платежа на основе соглашения между ними и т.

Все эти способы находятся в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний. Четкость правового регулирования финансовых отношений, которую призван обеспечить упомянутый метод, важна не только для осуществления должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном счете — для выполнения государством его функций в целом.

Современное финансовое право Российской Федерации испытывает влияние новых социально-экономических и политических условий и развивается вместе с государством. В этом процессе можно отметить следующие наиболее существенные направления. Во-первых, это изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом к рыночной экономике. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов финансовых правоотношении независимо от формы собственности и соответственно их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, на самостоятельность хозяйствующих субъектов и т.

При этом защита названных прав нуждается в усилении. Во-вторых, на новом, современном, этапе требуется усиление нацеленности финансово-правовых институтов на стимулирование эффективности экономики, активизацию решения социальных задач. В-третьих, применение специфической финансово-правовой ответственности за правонарушения в области финансов. Речь идет об ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, предприятий и организаций, предпринимателей и других физических лиц например, при неуплате налогов.

Данное направление также нуждается в усовершенствовании. В-четвертых, финансово-правовое регулирование нуждается в большем разнообразии методов финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, поскольку в них все еще преобладает фискальная сторона развитая система налогов и сборов для привлечения средств в казну при недостаточном участии социальной сферы в использовании финансовых ресурсов.

В-пятых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношении и местного самоуправления. Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению вертикали власти, которое рассматривается как условие обеспечения в соответствии с Конституцией РФ ст. Вместе с тем требуется усиление внимания к местному самоуправлению в сфере финансовых правоотношений. В-шестых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают конституционный принцип разделения властей ст.

Уточнение компетенции государственных органов включая финансовые , их структуры и системы было целью административной реформы, предпринятой на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Финансовое право. Лекция 1. Основные понятия. Финансовая система Российской Федерации.

Фина́нсовое пра́во — совокупность норм права, предметом которых выступают отношения, связанные с образованием и расходованием публичных. Понятие и сущность российского финансового права. Предмет и метод финансового права. Финансовое право как наука и научная дисциплина.

Понятие и сущность российского финансового права Понятие финансового права Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления , необходимых для реализации их задач. Предмет и метод финансового права Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным конституционным и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права. Государственное конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное конституционное право — ведущая отрасль в системе права.

Полная версия программы учебной дисциплины Аннотация Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40. В результате изучения дисциплины студенты должны знать понятие, место и роль финансового права в российской правовой системе; особенности и источники финансового права, соотношение Финансового и иных отраслей права, понятие, стороны и содержание правоотношений в сфере труда, принципы Финансового права; основные этапы развития финансового права и его институтов; категории, понятия, институты и основные нормы финансового права.

В итоге идёт ответвление по отраслям и институтам. При вступлении БК РФ и НК РФ действие как правовое регулирование финансовых отношений пополнилось новыми объектами, механизмами, способами, принципами и т. Определение 1 Финансовое право заключается в совокупности норм по праву, которые закрепляют и регулируют определенный круг общественных отношений.

Вы точно человек?

Поскольку финансовое право имеет свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод, оно представляет самостоятельную отрасль права. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников. Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования. Метод финансового права — совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности. Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности.

Финансовое право: понятие, предмет, метод и источники

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы, принципы. Формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая система РФ: понятие, структура, развитие на современном этапе. Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции. Органы, осуществляющие финансовую деятельность: система, общая характеристика. Финансовое право: понятие, предмет, методы, отличие от других отраслей права. Система финансового права: понятие, структура, особенности. Принципы финансового права. Финансово-правовая норма: понятие, структура, виды. Финансовое правоотношение: понятие, особенности, виды.

.

.

.

.

.

.

.

.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как изучать финансовое право {советы}
Похожие публикации